Экспертные системы в управлении логистикой
Забурдаев В. Ю.
Логистика, как сфера управления, всегда характеризовалась высокой информационной насыщенностью. Потоковость процессов логистики определяет большие объемы информации, проходящие через лицо принимающее решение (ЛПР), постоянное ее изменение, необходимость учета внешних, в том числе случайных факторов, ограниченность времени на принятие решений. Вместе с тем занятые в области логистики должны обладать специализированными квалификацией и знаниями.
С переходом на безбумажную форму обращения информации, введением электронного обмена данными и всеобщей компьютеризацией, объемы информации доступной и доставляемой ЛПР резко увеличиваются. В распоряжении управленцев может оказаться излишняя, ненужная или недостоверная информация. Здесь кроется опасность снижения качества управленческих решений вследствие пропуска важной информации, снижения скорости реакции на неожиданные изменения, несоответствия уровней компетентности.
Необходимо устранить разрыв между информацией, знанием и принятием решения. В этом может помочь, и помогает, одна из технологий искусственного интеллекта - технология экспертных систем (ЭС).
ЭС - это комплекс программно-аппаратных средств, основанных на алгоритмах искусственного интеллекта и современных средствах вычислительной техники, который использует знания, опыт, и оправдавшие себя техники для решения специализированных проблем, требующих способностей людей-экспертов.
ЭС, как программа искусственного интеллекта, достигает компетентности в выполнении специализированной функции соотносясь с информацией о решаемой задаче - базой данных, базой знаний о задаче и, собственно, с алгоритмом ее решения
Главная особенность ЭС - способность перерабатывать знания людей -экспертов в своей области. Именно их профессиональные знания, навыки, технологические приемы, эвристические решения и опыт, формализуемые в процессе разработки системы и формируют базу знаний.
Алгоритмы ЭС формируются на основе стратегии решения проблемы, герменевтических правилах, итерациях "если - то -....- делай", диалоговом режиме выбора
Базы данных формируются из информации циркулирующей в логистической системе.
По данным исследований Европейского Совета по логистике на 1995 год более 12 500 компаний использовали экспертные системы в областях:
управления запасами, транспорта, складирования, розничной торговли, планировании и управлении, сервисном обслуживании, управлении материальными потоками. Прогнозное число на 2000 год составило 400 000 компаний.
В России пока наибольше распространение получают экспертные системы по управлению централизованными складами, сервисному обслуживанию и ремонту техники.
ЭС склада соотносится с базами данных по товарам, контрагентам, возможностям склада, нормативам хранения и базой знаний по решениям специалистов о размещении товара, выполняемых технологических и кон-1рольных операциях, используемом оборудовании и порядке работы. Она помогает решить задачи размещения товара, составления графика рабо-1Ы, предупреждает о наступлении точек заказа, истечении срока хранения товаров, оптимизируя трудоемкость, аккуратность, использование ресурсов, управление запасами
Технология экспертных систем будет эффективно функционировать если она поддерживается существованием корпоративных баз данных по товарам (прежде всего), поставщикам, клиентам, использованием классификации товаров и их штрихового кодирования, электронного обмена данными.
Следует сказать несколько слов и о специфике разработки экспертных систем. Процесс их внедрения итеративен: из начального описания проблемы разрабатывается система, строится прототип, анализ работы которого выявляет новые аспекты проблемы, добавляет новые знания изменяя систему Необходимой практикой при внедрении ЭС является пробное функционирование на моделируемом материальном и информационных потоках, тестовых участках. Для принятия идеологии ЭС в крупных компаниях целесообразно использование политики "малых успехов".
Зарубежная статистика показывает, что инвестиции на одну ЭС в логистике окупаются в среднем за 1,5 -2 года, и составляют от $25 000 до $100000.
Итак, основными результатами применения ЭС являются устранение перегрузки данными ЛПР, снижение отрицательного эффекта некачественной информации, повышение качества принимаемых решений, увеличение надежность систем контроля и управления. Кроме того сохраняется опыт, иногда уникальный, и знания профессионалов - экспертов.
ЭС потенциально содержат возможности по предсказанию сценариев развигия, самообучению и преобразованию информации в знания.
ЭС косвенно влияют на качество и количество производимой, (распределяемой, перевозимой) продукции, поэтому экономический эффект от использования ЭС можно оценить только после ее внедрения установления обратной связи между ЭС и пользователем.